4 класс 

Составил: учитель начальных классов Колесникова Н.В. 

Цели урока: узнать, когда и как появились праздники, какое значение они имеют, что такое подарок и как его выбирать и дарить 

Предметные результаты: формирование  нравственных понятий и ценностей: праздник, поздравление, подарок 

Метапредметные результаты:

  • участвовать в работе класса, группы, принимать коллективные решения;
  • умение строить логические цепочки рассуждения;
  • формирование установки на поиск способов решения трудностей.

Личностные результаты: развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки

скачать материалы

Преподаватель: Политаева И.В., учитель начальных классов МАОУ гимназии №10 г. Дивногорска

Тема занятия: «Россия – наша Родина» (вводный урок по изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики»)

Цель: формирование представления о Родине

Задачи:

  • обобщить и актуализировать знания о Родине;
  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;
  • прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;
  • формировать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих;
  • формировать понятийный аппарат.

скачать урок

МБОУ СОШ №4 , Ходько О.В.

Тип урока: урок закрепления знаний

Цель: Обобщить знания о  праздниках основных религий. Познакомить с традициями и ритуалами при праздновании Пасхи.

Задачи:

  • образовательные:
    • формирование первоначальных представлений о   праздниках  основных  мировых религий;
    • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  
    • учить  самостоятельно работать с текстом;
  • развивающие:
    • развивать умение анализировать, сравнивать материал, выделять главное;
  • воспитательные:
    • воспитывать уважение к традициям  и культуре  основных  мировых религий.

скачать урок

Автор: Порфирова Валентина Викторовна, МБОУ СОШ №5, учитель начальных классов, педагогический  стаж – 21 год, первая  квалификационная  категория

Краткое описание последовательности этапов урока:

  1. Орг. момент.
  2. Введение в тему урока. Метод эмоционального погружения.
  3. Определение цели урока – постановка основополагающего вопроса. Определение темы урока.
  4. Изучение нового материала.
  5. Физминутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Итог урока.
  8. Домашнее задание.
  9. Рефлексия.

Задачи урока:

  1. В области ценностей: после урока дети будут размышлять о добре и зле с точки зрения десяти заповедей, которые даны людям от Бога через пророка Моисея.
  2. В области опыта: учащиеся получат опыт коллективной работы (работа в группах, игры), опыт доверия друг другу.
  3. В области знаний: после урока учащиеся будут знать, какие заповеди записаны в Библии.

скачать урок

Автор: Похабова Елена Николаевна, МБОУ СОШ №5, учитель начальных классов, педагогический  стаж – 19 лет, первая  квалификационная  категория.

Цель: определить в коллективном  обсуждении  смысл  понятия  «дружба».

Задачи урока:

  1. В области ценностей: организовать обсуждение, обмен мнениями детей об отношениях между людьми, об истинной  дружбе как нравственной ценности.
  2. В области опыта:  организовать коллективное взаимодействие учащихся ( обсуждения, игры  в большой и малых группах), обеспечить применение коммуникативных норм («если правильно тебя понял, ты считаешь, что…», «я тебе возражаю, потому что …», «я с тобой согласен, потому что…»).
  3. В области знаний: организовать коллективное обсуждение (в большой и малых группах)  понятий дружба, истинная дружба, отличительных черт дружбы (избирательность, бескорыстность, общность интересов, взаимная симпатия).

Планируемый результат урока.

  1. В области ценностей: сформировано понимание детьми истинной дружбы как нравственной ценности.
  2. В области опыта: учащиеся получили опыт коллективного взаимодействия (работа в группах, игры) с соблюдением соответствующих коммуникативных норм.
  3. В области знаний: сформировано понимание понятий дружба, истинная дружба, отличительных черт дружбы (избирательность, бескорыстность, общность интересов, взаимная симпатия).

скачать урок

Подготовил: Бочкова А.С., учитель начальных классов МАОУ гимназия №10

Цель: развивать представление о дружбе, понимание её значения в жизни общества.

Задачи:

  • выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба;
  • формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;
  • воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Этапы занятия:

  1. Организация деятельности учащихся, эмоциональный настрой. —Игровое упражнение: “Привет!”  или  «Круг приветствия». —Музыкальное сопровождение (группа Барбарики, песня «Дружба»)
  2. Определение цели  урока. —Игра «Собери пословицу». (Работа в группах). —«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью», —« Взаимное доверие - основа дружбы». —«Дружба что стекло: сломаешь – не починишь». —«Настоящая дружба не знает зависти».
  3. Первичное закрепление. —Беседа (выведение понятия «дружба», формулирование правил дружбы). Рассказ  В. Осеевой «До первого дождя» (вопросы после прочтения).— Как вы понимаете выражение: «Ваша дружба до первого дождя»? —Что значит «девочки покраснели»?— А вы когда-нибудь краснели перед друзьями за свои поступки?
  4. Продолжение работы по теме урока. —Прослушивание  песни-притчи С. Копыловой про собаку.
  5. Рефлексия. —Вопросы: У кого есть настоящий друг? Как вы понимаете, кто такой настоящий друг? А нужно ли дорожить дружбой и почему?
  6. Домашнее задание. —Рисунок «Чудесные правила дружбы»

скачать урок

1. Информация об авторе разработки:

Порфирова Валентина Викторовна, МБОУ СОШ №5, г. Дивногорск, учитель начальных классов

2. Название модуля курса. Основы православной культуры.

Номер урока. Урок №11

Тема: Заповеди

Тип урока: Изучение нового материала

3. Краткое описание последовательности этапов урока

  1. Орг. момент.
  2. Введение в тему урока. Метод эмоционального погружения.
  3. Определение цели урока – постановка основополагающего вопроса. Определение темы урока.
  4. Изучение нового материала.
  5. Физминутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Итог урока.
  8. Домашнее задание.
  9. Рефлексия.

4. Задачи урока.

  1. В области ценностей: после урока дети будут размышлять о добре и зле с точки зрения десяти заповедей, которые даны людям от Бога через пророка Моисея.
  2. В области опыта: учащиеся получат опыт коллективной работы (работа в группах, игры), опыт доверия друг другу.
  3. В области знаний: после урока учащиеся будут знать, какие заповеди записаны в Библии.

5. Используемый учебный материал.

1. Список специальной литературы для учителя:

  • книга для учителя по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (справочные материалы для общеобразовательных учреждений под редакцией В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошникова), Москва «Просвещение», 2010
  • программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», Москва «Просвещение», 2010
  • учебное пособие для общеобразовательных учреждений, модуль «Основы православной культуры», Москва «Просвещение», 2010
  • учебно-методические материалы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (для системы повышения квалификации работников образования),
  • материалы курсов по теме «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»

2. Учебные пособия для учеников:

  • учебное пособие для общеобразовательных учреждений, модуль «Основы православной культуры», Москва «Просвещение», 2010
  • Ожегов. Толковый словарь русского языка.
  • Н.Будур. Православная вера. Москва «Олма-пресс», 2002

3. Видеоматериалы:

  • электронное приложение к учебному пособию «Основы православной культуры»
  • отрывок из м/ф «Сказка о Золотой рыбке».

Описание этапов занятия, форм и содержания работы учеников.

ЦЕЛЬ: Проанализировать моральные и этические нормы, записанные в заповедях и предъявляемые к человеку в православной культуре.

ЗАДАЧИ:

  • Воспитательная: воспитание толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу.
  • Образовательная: ознакомление учащихся с понятием «заповеди», определение ими своего ценностного отношения к миру, к окружающим людям, самому себе.
  • Развивающая: развитие умения работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

МОДУЛЬ - ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ УРОК 8. ТЕМА - ПАСХА

Захарова Э. Г. МБОУ «Школа №2», учитель истории и обществознания.

Ожидаемые результаты:

В ходе занятия учащиеся смогут: Знания:

  • познакомиться с историей происхождения праздника Пасхи;
  • узнать, как празднуют Пасху православные христиане.

Умения, навыки:

  • закрепить навыки работы с текстом;
  • делать выводы в ходе ответа;
  • работать в парах.

Внутренние ценности, установки:

  • высказывать свое отношение к воскресению Иисуса Христа и празднику Пасхи.

Основные понятия:

Пасха, пасхальное яйцо, воскресение, пост.

Основная деятельность на уроке:

Работа с текстом; рисунки; презентация работ.

C 1 сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с Поручением Президента РФ вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее: ОРКСЭ), включающий 6 модулей: «Основы православной культуры»; «Основы исламской культуры»; «Основы буддийской культуры»; «Основы иудейской культуры»; «Основы мировых религиозных культур»; «Основы светской этики». С согласия ученика и по выбору его родителей (законных представителей) изучается один из указанных модулей в объеме 34 часов учебного времени.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Курс нацелен на формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

Все модули нового курса носят светский, культурологический характер и преподавание его возложено (в соответствии с нормативными документами) на учителей общеобразовательных школ, обучившихся по специальным образовательным программам повышения квалификации.

Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

В основные задачи курса входит формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыке, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей.

Федеральные сайты поддержки курса:

ФИРО - http://www.orkce.org

АПК и ППРО - http://orkce.apkpro.ru

Издательство "Просвещение" - http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx

Рекомендации для работы: