1. Убедитесь, что ребёнок Вас слышит.

Подойдите к ребёнку, установите с ним зрительный контакт, устраните отвлекающие факторы (например, телевизор). Избегайте общаться с ребёнком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету.

2. Используйте нейтральный, доброжелательный, спокойный тон  голоса. Не умоляйте и не кричите.

Детям необходимо научиться реагировать на нормальный тон голоса. 

Если взрослый повышает тон голоса, кричит, когда дети как будто бы их не слушают, это ловушка. Как только взрослый начал кричать, чтобы показать, что дело серьезное, и он действительно имеет в виду то, что говорит, ребенок понимает, что указания, даваемые нормальным тоном, можно игнорировать. Через некоторое время взрослые  могут обнаружить, что им постоянно надо кричать, чтобы привлечь внимание ребенка.

Например: «Сядь здесь сейчас же».- «Подойди и сядь рядом со мной».

3. Умейте ждать- держите паузу, давая ребёнку время  для понимания обращения. 

4. Давайте прямые, ясные указания.  Непрямые, косвенные, уклончивые указания малоэффективны.

Укажите, назовите конкретное действие, которое Вы хотите, чтобы выполнил ребёнок. Не формулируйте требования в виде вопроса. Говорите ребёнку то, что Вы имеете в виду, и имейте в виду то, что Вы говорите.   Это  снимает  неясность относительно того, что (какого действия) ожидает взрослый   от ребёнка. Делает ясным, что задачу должен выполнить ребенок, а не взрослый. 

Например: « Сядь здесь» (прямое указание). « Ты бы не хотел присесть»? ( непрямое) 

« Собери свои игрушки» ( прямое). « Давай соберем твои игрушки, хорошо?

( непрямое). »Может ты соберёшь игрушки?» ( непрямое)

5. Давайте указание в позитивной форме. Говорите ребенку что делать, а не что не делать.

Ребёнок охотнее выполнит действие, если Вы скажите, что он может выполнить. Особенно дети с негативизмом, настроенные оппозиционно по отношению к взрослым противятся указаниям, начинающимся  с «прекрати» и «не». Негативные команды – часто как красный флаг для оппозиционно настроенных детей.

 Например:

  •   «Прекрати скрести карандашом» – «Дай мне, пожалуйста, карандаш». «Положи, пожалуйста, карандаш»
  •   «Приготовься ко сну».-   «Надень пижаму. Почисти зубы. Сходи в туалет».
  •   Ребёнок  залезает на неустойчивый стул. Отец: «Осторожно». Что ребёнок должен из этого понять? Какая реакция от него ожидается? Часто  дети отвечают: «Я осторожно». Если Вы хотите, чтобы  ребёнок  не лез на стул, лучше сказать: «Пожалуйста, слезь со стула». То есть сообщить, какое конкретно поведение ожидается.
  •  Распространенная неясная команда: просто имя ребенка, без дополнительной информации: «ВАСЯ!»

Ребенок сидит на кухонном столе:  « Не залезай на кухонный стол!»- «Слезь, пожалуйста».

Ребенок убегает от родителя: «Не убегай от меня!»- «Возьми меня за руку. Иди рядом».

6. Давайте простые, односложные указания.   

Ребенку проще следовать коротким указаниям, а не огромным, которые могут казаться невыполнимыми.  Некоторые дети не могут запомнить указания, состоящие из нескольких частей. Выполнение множества мелких указаний дает ребенку больше шансов для послушания и награды за него. Разбейте сложное задание на несколько частей, этапов и отдельно похвалите за выполнение каждого этапа.

Например:

 «Убери комнату» ( представление о том, что такое «убрать» может быть очень разным у взрослого  и ребенка)- «Положи свою футболку в шкаф.   Собери  карандаши…»

7. Давайте конкретные команды, не давайте расплывчатых, смутных, неясных команд:«будь хорошим мальчиком», «ну давай уже», «веди себя прилично», «играй, как положено».

Ребёнок понимает, что конкретно от него хотят, ждут, и наоборот не понимает, если указания неясны.

Например:

8.Будьте вежливы,  проявляйте уважение, давая конкретные, ясные указания.

Это  делает взаимодействие между взрослым и ребёнком  более приятным, развивает у ребёнка  хорошие социальные навыки, с меньшей вероятностью вызывает непослушание у ребенка, настроенного оппозиционно. Большинство указаний начинать с «пожалуйста» = хорошая привычка.  Это может стать сигналом  для ребенка, что сейчас последует важное указание и надо слушать внимательно.

9.Давайте указания, соответствующие уровню развития ребенка.

Ребенок должен быть физически и психически способным последовать  требованию взрослого, выполнить Ваше требование.

10.Используйте жесты, чтобы усилить понимание.

Если ребенок не выполняет указание немедленно, взрослый может использовать, например указующий и приглашающий жесты, чтобы уточнить какие  объекты и места имеются в виду.  

Жесты более эффективны, чем повторяющиеся команды, так как содержат гораздо меньше негативного внимания и поддерживают позитивный тон коммуникации.

11.Используйте указания только, когда они действительно необходимы. Слишком много директивных указаний  мешает установлению доверительных и доброжелательных отношений.

Ни взрослые, ни дети не любят, когда им постоянно говорят, что делать.

12.Давайте выбрать, когда это уместно. Используйте указания, связанные с выбором.

Дети  охотнее  соглашаются что-то сделать, если у них есть выбор. С точки зрения развития  такая практика помогает детям в формировании автономности, самостоятельности и навыков принятия решения. Выбор должен быть простой и отвечать уровню развития ребенка.

13.Давайте короткие объяснения Вашему требованию.

Детям надо объяснить, почему от них требуют определенного поведения. Объяснение может быт хорошим обучающим инструментом для маленьких детей, проясняющим мотивы других, причины, почему те или иные вещи должны быть сделаны определенным образом.

Необходимо, чтобы объяснения  были короткими, не переходили в дискуссию и спор. Давайте их до дачи указаний или после того, как ребёнок послушался, чтобы предотвратить споры.  Объяснения по типу: « Я так сказал» или  «Надо» вряд ли принимаются, особенно старшими детьми. 

Например: « Время для игр закончилось,  пора собираться и идти в магазин. Пожалуйста, убери свои карандаши».